В ходе заседания Совета при Президенте по науке и образованию глава Минобрнауки РФ Валерий Фальков представил доклад о существующих механизмах подготовки инженерных кадров и предложения по их совершенствованию.
![Валерий Фальков на заседании Совета при Президенте по науке и образованию](https://media.fulledu.ru/documents/covers/1k92/67a61d9a5aba5aaed30fc662/article67a61d9aa8fe52.00645329.jpg)
В. Фальков начал свой доклад с того, что за последние годы Минобрнауки был реализован ряд стратегических инициатив, направленных на повышение качества инженерного образования, а также на опережающее обеспечение научно-технологического развития страны инженерными кадрами.
- По словам министра, на сегодняшний день в стране действует 50 передовых инженерных школ, в работу которых вовлечены свыше 250 высокотехнологичных компаний. При этом объём софинансирования со стороны партнёров школ составил 42 миллиарда рублей, что на 12 миллиардов больше, чем даёт государство. Проект будет масштабирован и усовершенствован под задачи технологического лидерства.
- На качественные изменения в подготовке инженеров работает программа «Приоритет-2030». В качестве примера глава Минобрнауки РФ привёл Санкт-Петербургский государственный морской технический университет, который благодаря участию в программе стал крупным научно-технологическим центром, чьи разработки внедряются на стратегических предприятиях.
- Продолжается последовательное наращивание объёма бюджетных мест на инженерные направления. При этом увеличивается и платный приём. По сравнению с 2020 годом совокупный приём на инженерные программы вырос на 21%. В 2024 году доля первокурсников-инженеров в структуре общего приёма достигла 41%.
- В результате масштабной работы растёт доверие граждан к перспективам инженерной профессии, включая готовность инвестировать собственные средства в инженерное образование.
В рамках доклада В. Фальков также представил предложения по совершенствованию подготовки кадров.
- Ключевым шагом министр назвал переход на новую модель высшего образования. Соответствующий пилотный проект реализуется второй год. Вузы вместе с работодателями разрабатывают новый перечень специальностей, отвечающий вызовам технологического лидерства.
- Также планируется перейти к подготовке инженеров с понятной работодателю квалификацией и оптимальными сроками обучения. При этом магистратура станет способом получения специализированных знаний для тех, кто имеет практический опыт.
- В механизме планирования и установления контрольных цифр приёма предлагается следующее:
- осуществлять переход к финансированию образовательной программы исходя из выделенного количества бюджетных мест без ежегодной корректировки на фактический контингент, с одновременным повышением ответственности за выпуск специалистов необходимого профиля и квалификации;
- выделять до 70% бюджетных мест вузам (в первую очередь по приоритетным специальностям) без конкурса, на основе средних цифр за последние 3 года, учитывая при этом стратегические приоритеты развития отраслей и регионов, качество приёма, качество трудоустройства, заработную плату выпускников;
- выносить на конкурс дополнительно около 25% бюджетных мест по неосновным направлениям;
- иметь 5% в резерве, для того чтобы оперативно и гибко реагировать на меняющийся кадровый спрос.
4. Платный приём необходимо регулировать, нацеливая его на задачи государства.
Обновления предусматривают доступность льготного образовательного кредита по ставке 3% только для поступающих на приоритетные специальности, прежде всего инженерные. На сегодняшний день, по словам В. Фалькова, более трети кредитов выдается на платное обучение экономистов и юристов. Размер платы за обучение на контрактной основе должен быть не ниже реальных затрат на обучение.