Ваш город:

Дети и интернет: как сделать виртуальное пространство безопасным?

23 апр. 2020 г.
0
835

Для большинства людей статус «в сети» стал обыденным явлением. Некоторые даже не представляют себе и дня, прожитого без интернета. Если виртуальное общение имеет настолько важное значение для взрослых, что тогда говорить о детях, которые во всем стараются подражать родителям и окружающему старшему поколению? Поэтому сегодня одним из наиболее острых вопросов является обеспечение безопасного виртуального пространства для подрастающего поколения.

Дети и интернет: как сделать виртуальное пространство безопасным?

По данным исследования «Лаборатории Касперского», цифровые устройства активно используют 85% детей. При этом более 20% подростков почти ничем больше не увлекаются, уделяя интернету все своем время, и примерно половина из них скрывает от родителей свое онлайн присутствие.

Казалось бы, нет ничего плохого в том, что ребенок, сидя дома, ищет в интернете интересующую его информацию, общается в соцсетях с друзьями или играет в онлайн-игры. Особенно этому могли бы порадоваться некоторые родители подростков, переживающие, что их мятежное «чадо» наделает глупостей, гуляя по городу, или попадет в плохую компанию.

Однако многие забывают о главном. О том, что восприятие окружающей действительности (в том числе и виртуального пространства) детьми и взрослыми существенно отличается. И то, что взрослому на первый взгляд может показаться безопасным, на самом деле несет в себе скрытые риски, способные «подорвать» неустойчивую детскую психику.

Угрозы интернета: почему дети в опасности даже дома?

Большинство детей получают свои первые телефоны или планшеты еще в дошкольном возрасте, а к 4 классу (если верить статистике) мобильное устройство с выходом в интернет есть практически у каждого школьника. Всеобщая «мобилизация» объясняется очень просто: мобильный телефон – это удобное средство связи, которое помогает родителям поддерживать постоянный контакт с ребенком и отслеживать его местоположение. Однако, несмотря на постоянное информирование населения об опасностях, которые несет в себе интернет, взрослые нередко забывают о необходимости обучения маленьких пользователей правильному использованию новой «игрушки», что может стать причиной серьезных последствий.

По данным статистики интернет чаще всего используется детьми для прослушивания музыки, просмотра видео-хостингов, общения в социальных сетях, поиска информации и онлайн-игр. С точки зрения родителей, самую большую угрозу несут в себе различные игры. Причины для беспокойства очевидны. Дети очень быстро погружаются в виртуальный мир, теряясь между реальностью и вымыслом, а в некоторых случаях жестокие и насильственные эпизоды становятся причиной возникновения необъяснимой агрессии. Поэтому ответственные и неравнодушные родители:

  • во-первых, стараются проверять содержание любимой игры своего ребенка, прежде чем разрешить ему погрузиться в виртуальное пространство;
  • во-вторых, ограничивают время, которое дети могут потратить на компьютерную игру.

Конечно же, игры несут в себе определенные риски, и это глупо отрицать. Но они далеко не самая большая опасность, от которой нужно оберегать ребенка. Мошенничество, кибербуллинг, педофилия, овершеринг – это куда более серьезные проблемы, которые невозможно искоренить, но можно научиться их избегать.

И в первую очередь родители должны настороженно относиться к контактам своих детей в социальных сетях. Всех незнакомцы, которые пытаются «подружиться» со школьником или встретиться с ним в реальной жизни, должны восприниматься как серьезный сигнал об опасности. Дети часто необдуманно делятся на своих страницах информацией о личной жизни. Фотографии с отметками о геоположении, обстановка в доме, место учебы, личные переживания помогают мошенникам втираться в доверие и выпытывать у детей больше сведений в преступных целях.

Не меньшую опасность несет в себе контент для взрослых, с которым, по утверждениям самих школьников, подростки сталкиваются достаточно часто. Специалисты буквально кричат, что информация в интернете (в любом ее виде), предназначенная для взрослых, может нанести непоправимый вред психике ребенка. А с учетом того, что подобный контент сегодня лежит в открытом доступе, родителям необходимо уделять особое внимание цензуре посещаемых ребенком сайтов. Еще одной проблемой является чрезмерный поток ложной информации, а также вредоносное ПО.

Отдельно стоит отметить, что в последние годы среди молодежи большое распространение получили смертоносные игры, которые несут в себе опасность даже не для психики, а для жизни подростков. Например, нашумевшая суицидальная игра «Синий кит», в которой после выполнения 49 жестоких заданий, школьник должен выполнить последнее, 50-е – самоубийство.

Как вы уже поняли, покупка нового гаджета ребенку с одной стороны позволяет устранить причины волнения, касательно благополучия и безопасности школьника, а с другой стороны, мобильный телефон, планшет или компьютер со свободным доступом к интернету может стать причиной возникновения новых угроз, связанных с вседозволенностью виртуального мира. Поэтому очень важно научить детей правильно пользоваться современными технологиями.

Как защитить ребенка от опасностей виртуального мира?

Восприятие человека формируется преимущественно на основе эмоций. Мы склонны доверять информации, которая ближе всего нашим взглядам, поэтому не пытается подвергать критике полученную из сети информацию и проверять ее в разных источниках. При этом многие из нас забывают (а может быть, и не знают), что потоки данных, находящихся в открытом доступе, очень хаотичны и не всегда достоверны. Это часто становится причиной возникновения различных заблуждений даже среди взрослых, а среди молодого поколения такое явление ожидаемо.

Для снижения риска воздействия интернет угроз на детей важно сформировать у маленького пользователя навык критического мышления. Это поможет ребенку отличить реальность от вымысла и не доверять сомнительным источникам. В процессе развития этого навыка стоит учитывать и эмоциональный интеллект, так как он позволит сбалансировать критическую оценку ребенка.

Необходимо помнить, что эмоции очень важны, поскольку их отсутствие приведет к формированию сложной личности, которая будет подвергать сомнению каждое слово. Поэтому нельзя просто запретить ребенку никому не верить, и ни на что не реагировать (да это и физически сложно, если не сказать невозможно, сделать). Нужно просто учить детей правильно управлять эмоциями и правильно отделять «зерна от плевел».

Нельзя не сказать о том, что обучение критическому мышлению предполагает развитие навыков поиска альтернативных точек зрения, социальных навыков, а также развивает способность находить ошибки и признавать их. То есть, стремясь обезопасить ребенка от угроз виртуального мира, родители по факту просто занимаются его развитием.

В этом контексте большую роль играет участие родителей в обучении. Именно они способны повлиять на формирование правильного отношения ребенка к виртуальному пространству. И речь идет не только о развитии критического мышления. Большинство проблем, возникающих из сети, связаны с отсутствием доверительных отношений в семье и недостатку внимания со стороны взрослых. Если научиться разговаривать с ребенком на равных, он будет делиться своими переживаниями, не скрывая деталей личной жизни, и у родителей появится возможность вовремя реагировать на обстоятельства и объяснять, какие действия следует предпринимать в той или иной ситуации.

Подписывайтесь на наш Telegram, чтобы быть в курсе важных новостей в сфере образования.
Новости образования
Министр науки и высшего образования РФ Валерий Фальков на заседании
Как сообщает пресс-служба Министерства науки и высшего образования РФ, глава ведомства Валерий Фальков выступил на заседании Комитета по науке и высше..
Глава Минобрнауки РФ Валерий Фальков представил результаты деятельности за 2023 год в Госдуме
27 мар. 2024 г.
0
447
Глава Минобрнауки РФ Валерий Фальков
В Министерстве науки и высшего образования РФ начал работу Всероссийский форум «Планёрка профилактики» по противодействию распространения идеологии те..
О Всероссийском форуме «Планёрка профилактики» и старте приёмной кампании в вузах РФ
26 мар. 2024 г.
0
778
Студенты разрабатывают БПЛА
С 1 апреля 2024 года в России стартует пилотный проект по подготовке специалистов в сфере разработки и производства беспилотных летательных аппаратов ..
В России с 1 апреля стартует пилотный проект по подготовке специалистов в сфере разработки и производства БПЛА
25 мар. 2024 г.
0
1199
Оставить свой комментарий

Ваш город: